среда, 25 февраля 2015 г.

Больничная церковь

http://olga-andronova.livejournal.com/634411.html
Это католическая церковь в больничном комплексе. Подкараулила время, когда в церкви никого не было, и сделала фотографии.
 
 
 Хотя и католическая, но внутри без гудняевских излишеств.

С
вободно и скромно – ничто не отвлекает от общения с совестью, которая, напомню, по Иммануилу Канту и есть Он:
Zwei Dinge erfüllen das Gemüt mit immer neuer und zunehmender Bewunderung und Ehrfurcht, je öfter und anhaltender sich das Nachdenken damit beschäftigt: Der bestirnte Himmel über mir, und das moralische Gesetz in mir.
/ Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
На стенке висит упоминание о той, кому она посвящена, к кому призывают обращаться паству: Hildegard von Bingen / Хильдегарда Бингенская.

Нашла про неё в Вики. Немецкая монахиня, автор мистических трудов, духовных стихов и песнопений, и - трудов по естествознанию и медицине. Одна из четырёх женщин, удостоенных почётного звания Учитель Церкви. В октябре 2012 года Папа Бенедикт XVI официально канонизировал её и присвоил ей титул Учитель Церкви

Хильдегарда родилась в 1098 году в Бермерсхайме на территории нынешней земли Рейн-Гессен в семье дворян, служивших графам фон Шпонхайм. Она была десятым ребёнком у своих родителей, Хильдеберта и Мехтильды. В возрасте 8 лет была отдана на воспитание к монахине Ютте, сестре графа Мейнхарда фон Шпонхайма. Когда Хильдегарде было 14, она вместе с Юттой поселилась в женском ските под Бингеном под покровительством тамошнего мужского бенедиктинского монастыря.
Была образована: помимо св. Писания изучала основы семи свободных искусств, латинскую патристику, литургику.
После смерти Ютты фон Шпонхайм в 1136 году Хильдегарда взяла на себя руководство женской монашеской общиной (к тому времени в ските было уже около десяти монахинь). В 1147—1152 годах она добилась строительства монастыря Рупертсберг под Бингеном, куда и перевела общину. В 1165 году был создан филиал монастыря в Айбингене. Бенедиктинский монастырь (ныне церковь св. Хильдегарды) в Айбингене (район г. Рюдесхайм-на-Рейне) ныне — всемирный центр культа Хильдегарды; там покоятся её мощи.
В нынешней терминологии была блогером. С юности у неё были мистические видения, о которых она первоначально рассказывала только своей наставнице Ютте. В 42 года Хильдегарда, по её собственным словам, получила божественное повеление записать свои видения. Посоветовалась со своим духовником (который был также её другом и секретарём) Вольмаром, который показал её записи аббату. По указанию аббата и местного архиепископа Хильдегарда продолжила записи и за 10 лет записала 26 видений, составивших главный её труд Scivias, визионерское изображение всего круга бытия от Троицы до Страшного Суда. Публикация Scivias получила одобрение св. Бернара Клервоского и папы Евгения III. Активно переписывалась - с папами Евгением III, Анастасием IV, Адрианом IV, и даже с патриархом Иерусалимским, который просил её молиться за него. Переписывалась с германским императором Фридрихом I Барбароссой, но этого критиковала за его римскую политику и продолжение схизмы в результате назначения антипап. С епископами, аббатами и аббатисами она переписывалась чаще всего по проблемам церковной жизни, давая советы, но временами касалась и своих мистических переживаний.
Сочиняла много:
- литургическую драму «Действо о добродетелях»/Ordo virtutum о борьбе за душу человеческую между 16 добродетелями и дьяволом (единственная мужская партия). По сути Ordo virtutum является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите;
- гимны и музыку к ним, собраны в сборнике под (странным) названием «Гармоническая симфония небесных откровений» (Symphonia armonie celestium revelationum);
- биографии св. Дизибода, основателя монастыря, при котором зародилась её община, и св. Руперта, которому был посвящён её собственный монастырь;
- по медицине написала «Книгу о внутренней сущности различных природных созданий»/ Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum, от которой сохранились две части: «Книга о простой медицине» /Liber simplicis medicinae, известной обычно как «Физика», и «Книга об искусстве исцеления» /Liber compositae medicinae, или Causae et curae.
В «Физике» описаны растения, минералы, деревья, камни, животные и металлы с присущими им лечебными и не лечебными свойствами.
В Causae et curae описано человеческое тело, органы и функции, причины и методы лечения болезней, лечебное действие различных трав.
На русский есть перевод «Семейный лечебник. Советы легендарной целительницы». М.: Мой мир, 2006. Еще её стихи переводил С.С. Аверинцев: «Гимн о святом Духе», «Гимн святой деве Марии», «Секвенция о святом Руперте», «Секвенция об одиннадцати тысячах дев», «Секвенция о святом Максимине», «Песнопение хора девственниц». В кн.: Памятники средневековой латинской литературы X—XII веков. М., 1972

Однако, христианского смирения и братской любви в ней было маловато. В свой монастырь она принимала послушниц только из зажиточных семей. И в ответ на упрёк настоятеля женского монастыря в Андернахе Тенгсвиха в «элитизме»  высказалась ясней некуда: «Бог любит всех своих детей, но женщины из различных слоев общества не могут жить вместе, подобно тому как овцы, козы и коровы не могут жить в одном хлеву».
Нынешняя церковная газета толерастией тоже не страдает, вот навскидку из одного свежего номера:

Церковь расположена на втором (первом по-европейски этаже) в клинике нервных болезней, и на лестнице вот такие предосторожности:

 

 

1 комментарий:

  1. Ага – домотканая генетика. Экономическая подоплёка её отказа понятна: монастыри существовали на имущество, которое вступающий монах/монашенка приносили с собой. Женщина из «простой» семьи принести что могла - верёвку от родительской коровы?! Понятно, что и ужиться в столь малом коллективе (~10 человек) женщинам, привыкшим к разному комфорту с детства, сложно.
    Но ведь и она ушла в монастырь, будучи 10м ребенком в семьи приживалов – замужество ей не светило за отсутствием приданого. Выбор новой сожительницы за ней- могла бы отказать, глядя на личность просящейся. Может, там самородок какой заявился? Была ведь Жанна д'Арк из простых. Нет – сформулировала исходя из денежного интереса.
    А Христос что говорил про деньги? – менял из храма выгнал. Царство мое не от мира сего. Все люди – братья. И сёстры.
    Может, я Вам напрасно растолковываю, Вы и сами знаете – тогда пардоньте.

    ОтветитьУдалить