четверг, 12 февраля 2015 г.

Прогресс: 5 веков спустя

http://olga-andronova.livejournal.com/629512.html
Регулярные и повсеместные недостатки в деятельности чиновников РФ вынуждают власти если не устранять их, то хотя бы предоставлять гражданам, за чей счет все чиновники и благоденствуют, возможность куда-то подавать жалобы.
Так, Минкомсвязи открыло на сайте do.gosuslugi.ru единый реестр жалоб на решения и действия, совершенные государственными служащими федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов при предоставлении государственных услуг.
Сайт интегрирован в инфраструктуру электронного правительства, в частности, связан с ЕПГМУ.
Для подачи жалобы необходимо зарегистрироваться на ЕПГМУ, что является небыстрой и нетривиальной процедурой. Зачастую требуется личное посещение отдельно выделенного в регионе места, т.е. путешествия граждан, в столичном городе региона не проживающих.
Жалобы на сайте подаются по регионам, ведомствам, наименованию услуги. Можно также приложить файл. Жалобы можно подавать также через сайты ведомств и многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. То есть лично доставлять из отдаленных мест.
Министр Никифоров громко назвал единый регистр жалоб «системой досудебного обжалования действий чиновников». Претензию полагается рассмотреть в течение 15 дней. Закон устанавливает административную ответственность за несвоевременную реакцию на такие жалобы. Таким образом, неподключенные ведомства рискуют получить первые штрафы.
На данный момент к сайту жалоб подключены не все ведомства. Однако жалобу на них все равно можно подать в единый регистр. Из ведомственных услуг приёма жалоб назовем портал Минэкономразвития, где система мониторинга качества предоставления госуслуг названа «Ваш контроль».

Контакт граждан с чиновниками жалобами завершается. Начинается он все ещё, пока, после 15 лет разворачивания «Электронной России» - с визита к чиновному креслу.
И как дурной анекдот можно расценивать планы открытия сервиса «Электронная запись» на прием в ведомства с ЕПГМУ.
Изначально по определению порталы создавались для перевода контактов с чиновниками в электронную форму, сохраняющую гражданам время и обеспечивающую безличность – т.е. отсутствие возможности для чиновника выдавливать из населения взятки за исполнение должностных обязанностей. Именно так формулировалась задача лет 15 тому назад при начале формирования «электронной России».
Именно это безличное взаимодействие уже реализовано в ряде стран Европы, причем даже в странах б. Варшавского пакта. Так, еще в 2008г. в Санкт-Петербурге прошел круглый стол на тему "Европейский опыт предоставления государственных услуг населению с применением ИКТ". (отчетсм. ). В рамках которого докладчики из Словении сообщили, что их страна затратила 6-7 лет на информатизацию сферы оказания госуслуг, и теперь занимает второе место в Европе - 95 % услуг оказывается населению в электронном виде. При этом в 2008 году 75-77% госуслуг в Европе уже оказывалось в электронной форме.
В 2014г. в нашей газете был опубликован отчет «Информатизация государства на примере Эстонии» по итогам двухдневной встречи в Санкт-Петербурге эстонских и питерских экспертов в индустрии ИКТ, организованной Enterprise Estonia (http://www.eas.ee) и Ассоциацией информационных технологий и телекоммуникаций Эстонии (http://www.ITL.ee). Успехи маленькой Эстонии по сравнению с многомиллиардными затратами бюджета РФ - ошеломляющие.
А «Электронная Россия» так и не избавила граждан от необходимости ходить на поклон к чиновным креслам. И вот из Минкомсвязи звучит малоутешительный отчет: в настоящее время электронная запись к чиновникам реализуется в 5 ведомствах — ФНС, ФМС, Росреестр, МВД России (ГИБДД), ПФР. С сентября 2014г. в Федеральную налоговую службу «электронно» записалось более 3,5 тыс. человек за получением трех услуг: регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; получения ИНН физическим лицом и выписки из ЕГРН, а также подачи налоговой декларации физическим лицом. И что из этого не может быть оказано электронно?!
В декабре 2014 года на ЕПГМУ создана форма записи на прием в ГИБДД МВД России, доступная для пилотных подразделений. За 1,5 месяца работы было подано более 500 обращений на получение услуг по регистрации автотранспорта, приему экзаменов и выдаче прав.
В 1м квартале 2015г. начнут создание электронной записи к чиновникам ПФР и Росреестра. Во 2м квартале 2015г. система электронной очереди должна заработать в пилотных подразделениях ФМС в Химках и Нижнем Новгороде.
Еще смешнее звучит «пилотный проект по предоставлению возможности электронной предварительной записи на прием в МФЦ» через ЕПМГУ. В настоящее время пользователи могут забронировать посещение в МФЦ Челябинской и Тюменской областей. Томская область завершает тестирование, подключение планируется в феврале 2015 г. А ведь при появлении идеи о трате бюджетных средств на открытие МФЦ (строительство-ремонт-закупка техники и ПО-наём персонала и т.д. и т.п.) неоднократно было говорено: наша цель избавить людей от очередей к чиновнику. Пришел – сей секунд пожалуйте к окошку.
А словенцы в 2008г. демонстрировали нам фотоснимки, на которых в МФЦ по одному посетителю для замены паспортов стоит даже не перед каждой сотрудницей.

Интересно – автоматизаторам ведомств самим-то не смешно?

Историческая справка. В статье Сергея Эдуардовича Цветкова «Лучшаяреформа в истории России» о ситуации в XVI веке на Руси сказано:
«тяжбы населения с наместниками и волостелями основывались на старинном праве управляемых жаловаться верховной власти на своих управителей».
Однако, не сразу, а:
«По окончании кормления обыватели, потерпевшие от произвола кормленщиков, подавали свои жалобы обычным порядком в суд. Обвиняемый правитель в этом случае являлся обычным гражданским лицом и мог быть принужден вознаградить своих бывших подвластных за причиненные им обиды».
Особо отметим иной порядок возмещения грехов чиновников:
«У обиженных имелось еще одно средство привлечь к ответу кормленщика — древний обычай поля, то есть вооруженного поединка между истцом и ответчиком. Литвин Михалон, знакомый с московскими порядками, с восторгом отзывался о таком московском способе держать областную администрацию в границах законного приличия. Но соблюдение приличий здесь было неотделимо от скандала и полной профанации общественной иерархии и дисциплины».

Прошло 5 веков.

 

1 комментарий: