воскресенье, 16 декабря 2012 г.

О тех, кого помню и люблю. Ч.74. Бавария и её Людвиг




Обещала отписать про Людвига Баварского и его замки.

Две статьи о презентациях ЭЛАР в Эрмитаже и сети a-la wifi – DSRC писать лениво, все норовлю на праздники отложить, а за архитектурные и прочие страсти «романтического» короля взялась по-шустрому. Потому что они у меня в подкорке давно крутятся, и разбираться с задвигами Людвига мне интересно, потому и дала слово и взялась за старые фото. Мама моя покойная меня учила котлету распределять на всю еду, а не слизывать вкусненькое сразу. Выросла, заработала, кашу не ем, а писать все же приходится, чередуя «вкусненькое» и «зарплатное». Тем и спасаюсь, что в зарплатное тоже вставляю куски своих соображений. За что, помню, во внутренней резолюции одного смольнинского редактора прочла «у нее тест с кукишами». Обиделась, и отписала, что если пиар так глупо строить, как они, то могут не только на кукиши, но и на шишки нарваться. Во лбу. Не помогло – им, нарвались. А я себе нашла отдушину в ЖЖ.


Итак. Людвиг Баварский, Нойшванштайн, Линденхоф. И поместье Херренинзель на озере Кимзее.
Фактически это все декорации, а не жилье. Их и показывают туристам именно так – как картинку. Редкий гид рискнет нырять вглубь истории Людвига II, хотя времени прошло немного – 130-150 лет. Да и туристам за редким исключением оно не надо.
Помню, как тётка рассказывала (она входила в число четырех лучших экскурсоводов по Ленинграду, и ее выдавали непростым иностранцам, с переводчиком и надзирающими) про экскурсию по Достоевскому для нескольких японцев. Экскурсия была рассчитана на один день. Но они ее прервали на половине, взялись руками за виски, сожмурились и сказали, что переполнились эмоциями. Им надо пропитаться тем, что узнали за день, переварить, продолжение – завтра. И на завтра тётку привезли к ним еще раз. Уж что это были за японцы – не сказали. Скромные, как они все. Видать, кому-то понадобились. Так вот – таких японцев мало.
Я нырнула, потому как однозначности не просматривалось. И мне всегда любопытно заглянуть за горизонт.
Итак, вторая половина XIX века, Бавария, которую Бисмарк встраивал в создаваемую им единую Германию. Католическую Баварию в протестантский союз. Кто был в этом процессе Людвиг II Баварский – сумасшедший или мученик, герой духа или слабак тела? Подобрала две аргументированные точки зрения 1 и 2..
Мой взгляд (на кочку зрения не претендую) ниже.
В Европе испокон веков живут как в коммуналке. Все со всеми. Кто-то из королей реально герой, кто-то в удачно оформленном предстает молодцом. Людвиг II изначально был не самостоятелен, как вообщем и его подучетная страна, на троне выбирал себе образец, и остановился на Людовике XIV.
Когда разбираешься, как француз жил и грешил, страх берет. Любовницы кормили всякими отравами – высушенной мочой, толчеными крысами, калом и внутренностями животных и птиц. Даже перечислять тошнотно. В Версале срали, извините за прямоту, под лестницами, из-за тесноты и нехватки гигиенических удобств. Вонь забивали духами-парфюмами, вместо того, чтоб отмыться. Любовницы, которые могли присесть на табуреточку. Любовницы разовые на постоять у стеночки. Во рту у короля был свищ, который вонял. Удрал из столицы Парижа в Версаль, чтоб не убили. Свез в этот Версаль министров, чтоб за ними наблюдать, чтоб за его спиной не спелись. Представляете этот террариум в ограниченных стенами объемах? В стране вяло текущая гражданская война. Брат- пидорас, его ненавидящий. Специально так вырастили родители (!), чтоб на трон не претендовал. Казну растратил, оставив дикие долги. С войнами тоже не айс: от испанского наследства остался пшик. Разве что пиар? «Король-солнце».
И вот на этот пиар Людвиг II Баварский повелся. Аналогично нашим интеллигентам начала XX века, творцам «Серебряного века», уподобил себя луне как отражению солнца-XIVго. Его жизнь изначала пошла как калька, зависимая от чужой сказки-сплетни-вранья. А как вы лодку назовёте, так она и поплывёт.
И понеслась.
Немцы, а особенно баварцы, крестьяне на горах и болотах. Им кусок хлеба с маслом давался всегда недаром. Они породу коров вывели, которая на болотах пасётся. Представьте себе это молочко бешеной плавучей среди комарья коровки. А они из него масло сбивали. Реки, берущие начало в горах и пересыхающие к середине лета, когда урожай созревает и нужен дополнительный полив. Горы, между которыми надо было как-то перемещаться. Курфюрсты прибавочную стоимость тратили на постройку мостов для дорог. И никаких ресурсов кроме рук и спины, мокрой от пота. Они наладились работать строителями, сплавщиками леса по горным рекам. Металлургами, в смысле кузнецами. Вообщем, эти люди стояли на ногах прочно и зарабатывали деньги трудом. Берегли верхнюю одежду прабабок – национальные костюмы теперь называются. Штаны из кожи – неснашиваемые, но и нестираемые. Короткие до колена чтоб проветривалось.
Норовили всю жизнь прирезать себе землицы как истые крестьяне. Поучаствовали в войне с Россией в начале века на стороне Наполеона, за что поучили землицы тирольской, вовремя сбрызнули на сторону победителей англичан, и еще себе землицы оттяпали.
Вообщем, перефразируя, реал жизнь и столь же реал политик.
И тут Людвиг, который даже в войне поучаствовать не смог в 21 (двадцать один!) год: подписал мобилизацию на войну против Пруссии в союзе с Австрией, а сам срыл из страны в Швейцарию на встречу с Рихардом Вагнером. Продули, попали на репарации в пользу Пруссии (54 млн золотых марок) и земельные потери. Так ведь это еще была и религиозная война: Бавария католическая страна в протестантском море.
Вот крестьяне с бюргерами-то порадовались своему поражениюL!
А сам Людвиг II встал на сторону победившей его страну Пруссии. Нормально так – лучше б воевали, я б вас полюбил, просрали – и сидите в позоре. А я такой королёк  - птичка перелётная, где захочу – там и сяду.
После чего Людвиг II единственный разок проехался по всей Баварии, на следующие 20 (двадцать!) лет скрылся от подданных и руководил страной через послания. (Примерно как Путин ныне – управляет по переписке. А где его на картинку снимают – бес ковальчуковые СМИ знает).
Людвиг женщин не любил, а полюбил Рихарда Вагнера. За что ему спасибо – музыка осталась для всех.
Все познается в сравнении - от путина ничего не останется, кроме горя и позора для Руси.
Вагнеру от неприязни баварцев и мюнхенцев в частности пришлось удрать в Швейцарию. Причем в Мюнхен он тоже удирал от долгов из Франкфурта, ЕМНИП. А Людвиг II, сторонясь подданных, начал строить себе пристанища на свой вкус и понимание смысла истории. В чем опять же нынешний стерхец ему подражает. Только Путин из нашего бюджета больше тягает, у него и дворцов уже то ли 20, то ли 23.
Людвиг еще был поклонником Захер-Мазоха, добивался личной встречи, добился. Без комментариев.

1 комментарий:

  1. Фактически, да. Это ведь пример одного из вариантов туретчины. Самому горшок с мытьем и ополаскиванием, а рядом – придворная свора гадит где ни попадя. Амбрэ-то все равно достаёт, так они парфюмами спасались. Вместо того, чтобы всем обеспечить гигиенически приличные условия, да и самому пожить в чистоте.
    Иногда думаю, что волна европейского гуманизма «все люди – братья, и относись к другому вне зависимости от его происхождения, как к себе» в 17м веке и двинулась этой вот наглядной (в смысле – в носу) общечеловеческой вони.

    ОтветитьУдалить