пятница, 15 июня 2012 г.

Что творится в науке и образовании РФ. Ч. 3.



http://olga-andronova.livejournal.com/165059.html


Заявленный в программе чиновник-директор направления Владимир Борисович Яблонский из путинского «Агентства стратегических инициатив» конференцию присутствием не почтил. Вместо него доклад по бумажке зачитал чиновник оттуда же Игорь Яковлев.

Суть предложений чиновников за наши деньги сводится к возрождению сети центров научно-технического детского творчества. Идея воссоздать сеть «мелких муниципальных центров в регионах» родилась, по его словам, совместно с фондом Ивана Михайловича Бортника. Однако понятие о региональности у г-на Яковлева и АСИ следующее: 20 центров расположат в районах Москвы, и всего 30 достанется всей остальной России. Возможно, бюджет иного района Москвы и равен бюджету иного региона, но подобное АСИшное распределение звучит смешно.
Не менее юмористически выглядит и закупленное для этих центров чиновниками оборудование в перечислении г-на Яковлева: «принтеры 3D печати и станки лазерной резки». Что именно собираются нарезать на этих станках – авиамодели, что ли? Уточнения не последовало. Полезла в Интернет и в рекламной статье о данном проекте нашла: «Первоначальная идея под названием FabLab (fabrication laboratory – «производственная лаборатория») родилась в Centre for Bits and Atoms (CBA) в Массачусетском технологическом институте (MIT). FabLab – это маломасштабное производство, представляющее собой набор управляемых компьютерами машин для изготовления деталей разных размеров из различных материалов».
Начнем с того, что старые добрые авиамодельные, судомодельные и прочие кружки в области инженерного творчества подразумевали в первую очередь развитие у детей моторики. Через навыки работы с мелкими вещами развивается мозг.
Второе – умение создавать чертежи, а не передоверять их расчет компьютерам. Компьютер делает расчеты по чужим, не детьми созданным программам. Как было сказано на той же конференции «Обучение физике отвечает за формирование здравого смысла. Знание физики необходимо для понимания того, что реально реализуемо, а что – нет. Потому что математики и программеры накреативить могут многое, а надо ведь еще это воплотить в жизнь».
Третье. Станок изготовить/вырастить может чего велят, но навыки работы с материалами у детей не возникнет. Понимание основ сопромата рождается на кончиках пальцев. Глазами этого не ощутишь.
Четвертое. Спрос рождает предложение. И если где-то стоит халявное устройство для производства различных пластиковых/металлических штук, которые можно продать – шлепанцы там, тазики, дверные ручки, платы для кодовых замков и т.п., мой жизненный опыт подсказывает, что получим мы на Родине в очередной раз коммерцию за счет бюджета, да еще с применением детского ручного труда. Нет? Можно конечно приставить пару полицейских для контроля, но тогда потребуется еще парочка для проверки. Чтобы та первая парочка в долю не залезла и не повысила норму эксплуатации детского труда.
Еще одна чиновничья новация (дословно): «создание условия для понимания молодежью, куда идти дальше в ВУЗ». Раньше это называлось профориентацией и не требовало солидных бюджетных вливаний, проходило как by-product в спецшколах. Между делом, говоря по-русски.
Из прочих словесных изысков стоит отметить предложение «монетизировать свой вклад для молодежи». Ну а дальше привычные уже с пяток лет «строительство технопарков, бизнес-инкубаторов, кластеров и пр.» Что тут нового, кроме сумм из бюджета? Хоть бы словарик обновили за бюджетные ассигнования, что ли…
И опять звучали слова о внедрении, а не о формировании спроса.
Не помню, уж кто из великих академиков СССР сравнивал отечественную процедуру внедрения с мучительным забиванием пирамидки тупой стороной в материал. Но чиновный воз мышления и ныне там…
Из новенького в намерениях АСИ была озвучено попытка добиться признания медицинских дипломов РФ за ее границами. То есть чтобы российским врачам было сподручней выезжать туда на заработки.
Медицина – не тема «КИ», поэтому сошлюсь на свои публикации по медицинской теме в личном ЖЖ: «Сравнение медицинских систем РФ и Германии» ч.1. и копия, часть 2 копия   ч.3. и копия; часть 4 и копиячасть 5 и копия; часть 6 и копия
Чтобы развеять иллюзии чиновников и копия, могу им напомнить, что в Германии даже медсестры учатся 5 (пять) лет. С нынешним уровнем отечественной медицины только в Европу/США и рваться. Боюсь, даже в ветеринары устроиться будет проблематично. А кто мог и хотел – уже уехали.
Из приличных намерений можно назвать высылку на дом к инвалидам консультантов по трудоустройству и пожелание «не искать одаренных детей, а их выращивать». Как это сделать в условиях сокращения реального финансирования на образование и принятия так называемого «федерального государственного образовательного стандарта» под лозунгом «бюджет не резиновый - пусть сами платят» чиновник не пояснил.
Оно и понятно – подлинные свойства резинотехнического изделия бюджеты ныне проявляют только в отношении содержания чиновников и ОМОНа, пресекающего митинги недовольного населения России.
Стоит отметить, что ответ на любой вопрос чиновник начинал фразой «как вы правильно выразились», но дальше этой констатации содержание не прослушивалось.
От выступления чиновника у меня лично осталось понимание: пока волки организуют детсады для овечьих детенышей, ничего кроме нежного мясца для шашлыка не получится.
Выступление руководителя программ по работе с ВУЗами корпорации Intel Алексея Владимировича Николаева называлось «Инженер 2.0 – создатель «разумной среды» будущего». Локомотив развития индустрии за предыдущие десятилетия устами одного из своих топ-менеджеров Ратнера охолонул энтузиазм: «Ограничение не в технологиях, а в местах их целесообразного использования», «разработки должны быть социально значимыми», инженер «должен преодолевать разрыв между теорией и практикой». Вот что кризис животворящий делает!

Комментариев нет:

Отправить комментарий